Страница 20
1. Объясни приём вычисления.
18 • 20 = 18 • (2 • 10) = (18 • 2) • 10 = 36 • 10 = 360
25 • 12 = 25 • (4 • 3) = (25 • 4) • 3 = 100 • 3 = 300
Один из множителей можно разложить на множители, получив в итоге произведение нескольких чисел. От перестановки мест множителей произведение не меняется, поэтому можно сгруппировать множители. Два соседних множителя можно заменить их произведением так, чтобы свести умножение к более простому, например, к табличному или к умножению на круглое число.
2. 1) Закончи решение.
35 • 20 = 35 • (2 • 10) = (35 • 2) • 10 = 70 • 10 = 700
25 • 24 = 25 • (4 • 6) = (25 • 4) • 6 = 100 • 6 = 600
2)
16 • 30 = 16 • (3 • 10) = (16 • 3) • 10 = 48 • 10 = 480
42 • 20 = 42 • (2 • 10) = (42 • 2) • 10 = 84 • 10 = 840
12 • 40 = 12 • (4 • 10) = (12 • 4) • 10 = 48 • 10 = 480
25 • 16 = 25 • (4 • 4) = (25 • 4) • 4 = 100 • 4 = 400
15 • 18 = (3 • 5) • (2 • 9) = (5 • 2) • (3 • 9) = 10 • 27 = 270
45 • 14 = (5 • 9) • (2 • 7) = (5 • 2) • (9 • 7) = 10 • 63 = 630
13 • 60 = 13 • (6 • 10) = (13 • 6) • 10 = 78 • 10 = 780
45 • 20 = 45 • (2 • 10) = (45 • 2) • 10 = 90 • 10 = 900
15 • 30 = 15 • (3 • 10) = (15 • 3) • 10 = 45 • 10 = 450
14 • 50 = 14 • (5 • 10) = (14 • 5) • 10 = 70 • 10 = 700
3. Сравни выражения и поставь знак >, < или =, чтобы получились верные записи.
18 • 40 = 18 • 4 • 10
18 • 40 = 18 • 40
72 • 14 < 72 • 10 • 4
72 • 14 < 72 • 40
36 • 5 • 10 > 36 • 15
36 • 50 > 36 • 15
98 • 21 = 98 • 3 • 7
98 • 21 = 98 • 21
4. Для ремонта квартиры купили 8 рулонов обоев длиной по 10 м 50 см. После ремонта осталось одна четвертая часть купленных обоев. Сколько метров обоев осталось? Реши задачу разными способами.
1 способ
1) 8 • 10 м 50 см = 84 (м) − общая длина купленных обоев
2) 84 : 4 = 21 (м)
Ответ: остался 21 м обоев.
2 способ
1) 8 : 4 = 2 (р.) − осталось
2) 2 • 10 м 50 см = 21 (м)
Ответ: остался 21 м обоев.
5. Школьная библиотека получила 290 новых учебников в одинаковых пачках. Учебников по русскому языку было 10 пачек, столько же пачек учебников по чтению и 9 пачек учебников по математике. Объясни, что показывают выражения.
290 : (10 + 10 + 9) 290 : (10 + 10 + 9) • 9
290 : (10 + 10 + 9) = 290 : 29 = 10 (уч.) − количество учебников в одной пачке.
290 : (10 + 10 + 9) • 9 = 290 : 29 • 9 = 90 (уч.) − количество учебников по математике.
№ 6
7. Рассмотри таблицу и объясни, что обозначают выражения.
1) 30 : 5 = 6 (ч) − время в пути первого транспорта.
2) 400 : 100 = 4 (ч) − время в пути второго транспорта.
3) 100 : 5 = 20 (раз) − во столько раз скорость второго транспорта больше скорости первого транспорта.
4) 100 − 5 = 95 (км/ч) − на столько скорость второго транспорта больше скорости первого транспорта.
5) 30 : 5 + 400 : 100 = 6 + 4 = 10 (ч) − общее время в пути двух транспортов.
6) 30 : 5 − 400 : 100 = 6 − 4 = 2 (ч) − на столько первый транспорт был дольше в пути, чем второй транспорт.
8. Выполни деление с остатком и проверку.
№ 9
НАЙДИ ЛИШНЕЕ УРАВНЕНИЕ