Переключите год учебника.
Задача 1:
Маша купила 6 конфет по 4 рубля за штуку. Сколько Маша заплатила за покупку?
6 · 4 = 24 (руб.)
Ответ: 24 рубля заплатила Маша за покупку.
Задача 2:
Маша купила за 24 рубля несколько конфет. Одна конфета стоит 4 р. Сколько конфет купила Маша?
24 : 4 = 6 (к.)
Ответ: 6 конфет купила Маша.
Задача 3:
Маша купила 6 конфет за 24 рубля. Сколько стоит одна конфета?
24 : 6 = 4 (руб.)
Ответ: 4 рубля стоит одна конфета.
1) 6 · 3 = 18 (м) – ткани на 6 платьев.
2) 6 · 4 = 24 (м) – если расходовать по 4 м.
3) 25 – 24 = 1 (м)
Ответ: да, хватит; 1 метр ткани останется, если расходовать по 4 м.
1) 3 · 3 = 9 (м2) – площадь первой клумбы.
2) 4 · 2 = 8 (м2) – площадь второй клумбы.
3) 3 · 4 = 12 (м) – периметр первой клумбы.
4) 4 · 2 + 2 · 2 = 12 (м) – периметр второй клумбы.
Ответ: Площадь первой клумбы больше. Периметры клумб одинаковые.
В овощную палатку привезли 8 ящиков огурцов, по 10 кг в каждом. До обеденного перерыва продали 54 кг. Сколько килограммов огурцов осталось?
Привезли – 8 ящ. по 10 кг
Продали – 54 кг
Осталось – ? кг
1) 10 · 8 = 80 (кг) – привезли.
2) 80 – 54 = 26 (кг)
Ответ: 26 килограммов огурцов осталось.
МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ:
Первый магический квадрат:
28 + 20 + 12 = 40 + 20 = 60
18 + 16 + 26 = 34 + 26 = 60
14 + 24 + 22 = 38 + 22 = 60
22 + 12 + 26 = 34 + 26 = 60
24 + 20 + 16 = 20 + 40 = 60
14 + 28 + 18 = 14 + 46 = 60
20 + 26 + 14 = 20 + 40 = 69
18 + 20 + 22 = 20 + 40 = 60
Второй магический квадрат:
21 + 28 + 23 = 44 + 28 = 72
26 + 24 + 22 = 50 + 22 = 72
25 + 20 + 27 = 20 + 52 = 72
21 + 26 + 25 = 46 + 26 = 72
28 + 24 + 20 = 52 + 20 = 72
23 + 22 + 27 = 50 + 22 = 72
21 + 24 + 27 = 45 + 27 = 72
25 + 24 + 23 = 49 + 23 = 72
Странички для любознательных
ИМЕНА РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ-МАТЕМАТИКОВ 19-20 СТОЛЕТИЙ
Михаил Василевич Остроградский
(1801–1861)
Русский математик, один из основателей Петербургской математической школы, академик. Основные научные труды в области прикладной математики. Занимался разработкой методов определения качества изделий, водоснабжением Петербурга, участвовал в комиссиях по реформе календаря и другим важным делам.
Остроградский внёс значительный вклад в развитие математической физики и механики. Его работы оказали большое влияние на формирование научных школ и развитие прикладных наук в России. Учёный известен своими теоремами и формулами, которые до сих пор используются в научных и практических исследованиях.
Пафнутий Львович Чебышёв
(1821–1894)
Один из крупнейших математиков. Был избран членом многих научных обществ, в том числе и 25 академий мира. Научная деятельность П. Л. Чебышёва была разнообразной: он внёс значительный вклад в теорию чисел, теорию вероятностей и теорию механизмов.
Он изобрёл «переступающий механизм» (прообраз современного шагающего устройства), гребной механизм, вычислительную машину (арифмометр непрерывного действия) и многое другое. Идеи и изобретения Чебышёва оказали большое влияние на развитие математики и механики, а также на создание новых технических устройств.
Софья Васильевна Ковалевская
(1850–1891)
Первая в мире женщина-профессор математики. Самой важной научной работой С. В. Ковалевской было решение задач о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки под влиянием действующих на него сил. Это исследование принесло ей международное признание и стало значительным вкладом в область механики и математической физики.
Ковалевская также добилась успехов в других областях математики и активно выступала за права женщин на образование и профессиональное развитие. Её жизнь и достижения стали источником вдохновения для многих женщин, стремящихся к карьере в науке и математике.