- Запишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
- Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните буквы, обозначающие чередующиеся звуки.
Носорог – большое животное с толстым рогом на носу.
Водолаз – это человек, который работает под водой в специальном снаряжении.
Ледокол – корабль, который ломает лёд на воде для прохода других кораблей.
Змеелов – человек, который занимается ловом змей.
Стеклорез – устройство для резки стекла.
Ледоход – движение льда по течению.
Вертолет – летательное устройство с пропеллером.
Углевоз – машина для перевозки угля.
Скалолаз – человек, занимающийся лазаньем по горам.
Пешеход – человек, идущий пешком.
Пылесос – устройство для уборки, всасывающий мусор и пыль.
Сталевар – рабочий по выплавке стали.
Овощевод – тот, кто занимается выращиванием овощей.
Камнепад – обвал камней в горах.
Рыболов – человек, который ловит рыбу.
- Выскажите мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных о и е. Такие слова называются сложными.
- Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
- Выделите в сложных словах корни. Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.
Все группы слов в алфавитном порядке:
Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.
Вертолёт, ледоход, пешеход, скалолаз, углевоз.
Камнепад, овощевод, пылесос, рыболов, сталевар.