ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Слово — это часть языка, с помощью которой мы называем предметы, действия и признаки. Лексическое значение слова — это то, что оно обозначает. Например, «яблоко» — фрукт, который растёт на дереве.
Слова бывают однозначными и многозначными.
Однозначные — имеют одно значение, например, «кот» — домашнее животное.
Многозначные — имеют несколько значений, например, «ключ» — предмет для замка или источник воды.
Есть слова с похожим значением, это — синонимы, например, «быстрый» и «скорый».
Слова с противоположным значением, это — антонимы, например, «день» и «ночь».
Омонимы, это — слова, которые звучат и пишутся одинаково, но значат разное. Например, «лук» — овощ и оружие.
У всех слов есть корень — часть, где хранится основное значение. Слова с одним корнем называют однокоренными, например, «лес», «лесник», «лесной».
2. Прочитайте. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие – переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
- Серые тучи – прямое значение.
- Серый день – переносное значение (сумрачный день).
- Серебристый ландыш – прямое значение.
- Серебристый звон – переносное значение (нежный, мелодичный звон).
Примеры предложений:
Серые тучи закрыли всё небо.
На опушке леса я увидел серебристый ландыш.
3. Прочитайте. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Омонимы – барашки.
- Барашки – животные.
- Барашки – так называется пена на гребнях волн.
4. Прочитайте. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
ИЛИ ТАК:
5. Прочитайте. Подберите к одному из данных слов однокоренные слова. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Возможные варианты:
Сахар – сахарный – засахаренный.
Осина – осиновый – подосиновик.
Трактор – тракторный – тракторист.
Ветер – ветряной – ветряк.
6. Прочитайте. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в словах орфограммы.
Возможные варианты:
- Проверяемые безударные гласные: река (ре́чка), холод (холо́дный), кольцо (ко́льца).
- Проверяемые парные звонкие/глухие согласные в корне: бег (бегать), сказка (сказочный), наряд (наряды).
- Проверяемые непроизносимые согласные: солнце (солнечный), честный (честь), сердце (сердечный).
- Непроверяемые безударные гласные: мороз, яблоко, сорока.
- Непроверяемые парные звонкие/глухие согласные в корне: вокзал, футбол, рюкзак.
- Непроверяемые непроизносимые согласные: сверстник, лестница, чувство.
7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1, с. 141).
Чайка [ч᾿а́й᾿ка] – 2 слога.
ч – [ч᾿] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
а – [а́] – гласн., ударн.
й – [й᾿] – согл., зв. непарн., сонорн., мягк. непарн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безударн.
5 б., 5 зв.
Кольцо [кал᾿цо́] – 2 слога.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
о – [а] – гласн., безуд.
л – [л᾿] – согл., зв. непарн., сонорн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
ц – [ц] – согл., глух. непарн., тв. непарн.
о – [о́] – гласн., уд.
6 б., 5 зв.