Учебник Канакина 3 класс, часть 1, страница 71 — ГДЗ по русскому языку

Страница 71

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

Слово — это часть языка, с помощью которой мы называем предметы, действия и признаки. Лексическое значение слова — это то, что оно обозначает. Например, «яблоко» — фрукт, который растёт на дереве.

Слова бывают однозначными и многозначными.

Однозначные — имеют одно значение, например, «кот» — домашнее животное.

Многозначные — имеют несколько значений, например, «ключ» — предмет для замка или источник воды.

Есть слова с похожим значением, это — синонимы, например, «быстрый» и «скорый».

Слова с противоположным значением, это — антонимы, например, «день» и «ночь».

Омонимы, это — слова, которые звучат и пишутся одинаково, но значат разное. Например, «лук» — овощ и оружие.

У всех слов есть корень — часть, где хранится основное значение. Слова с одним корнем называют однокоренными, например, «лес», «лесник», «лесной».

2. Прочитайте. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие – переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

  • Серые тучи – прямое значение.
  • Серый день – переносное значение (сумрачный день).
  • Серебристый ландыш – прямое значение.
  • Серебристый звон – переносное значение (нежный, мелодичный звон).

Примеры предложений:

Серые тучи закрыли всё небо.

На опушке леса я увидел серебристый ландыш.

3. Прочитайте. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

Омонимы – барашки.

  1. Барашки – животные.
  2. Барашки – так называется пена на гребнях волн.

4. Прочитайте. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

ИЛИ ТАК:

5. Прочитайте. Подберите к одному из данных слов однокоренные слова. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

Возможные варианты:

Сахар – сахарный – засахаренный.

Осина – осиновый – подосиновик.

Трактор – тракторный – тракторист.

Ветер – ветряной – ветряк.

6. Прочитайте. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в словах орфограммы.

Возможные варианты:

  • Проверяемые безударные гласные: река (ре́чка), холод (холо́дный), кольцо (ко́льца).
  • Проверяемые парные звонкие/глухие согласные в корне: бег (бегать), сказка (сказочный), наряд (наряды).
  • Проверяемые непроизносимые согласные: солнце (солнечный), честный (честь), сердце (сердечный).
  • Непроверяемые безударные гласные: мороз, яблоко, сорока.
  • Непроверяемые парные звонкие/глухие согласные в корне: вокзал, футбол, рюкзак.
  • Непроверяемые непроизносимые согласные: сверстник, лестница, чувство.

7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1, с. 141).

Чайка [ч᾿а́й᾿ка] – 2 слога.
ч – [ч᾿] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
а – [а́] – гласн., ударн.
й – [й᾿] – согл., зв. непарн., сонорн., мягк. непарн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безударн.
5 б., 5 зв.


Кольцо [кал᾿цо́] – 2 слога.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
о – [а] – гласн., безуд.
л – [л᾿] – согл., зв. непарн., сонорн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
ц – [ц] – согл., глух. непарн., тв. непарн.
о – [о́] – гласн., уд.
6 б., 5 зв.

Поделитесь ответами с друзьями
Подпишитесь на нашу группу вк!