- Что обозначает выражение осень на носу?
Осень на носу – значит, что осень скоро наступит.
- Определите вид предложений по интонации и цели высказывания. Найдите в стихотворении обращения.
Клёкот журавлиный, осень на носу… – повествовательное, невосклицательное.
Сколько паутинок заплелось в лесу! – повествовательное, восклицательное.
Что ж вы заскучали, темные леса? – вопросительное, невосклицательное.
Что ж вы замолчали, птичьи голоса? – вопросительное, невосклицательное.
- Назовите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили.
Мы определили части речи по вопросам и тому, что оно обозначает (предмет, признак предмета, действие):
Существительные: клёкот – что?; осень – что?; на носу – на чём?; паутины – чего?; в лесу – в чём?; леса – что?; голоса – что?.
Прилагательные: журавлиный – чей?; тёмные – какие?; птичьи – чьи?.
Глаголы: заплелось – что сделалось?; заскучали – что сделали?; замолчали – что сделали?.
Местоимения (не называют предмет): вы, вы.
Предлоги: на, в.
- Запишите строки по памяти. Проверьте себя. Укажите над каждым словом второго предложения часть речи.
Разбор по членам предложения:
1. Серебряный иней на зелени луга лежит…
2. Найдём подлежащее. Поставим вопрос: о чём говорится в предложении? (Об инее.) В предложении слово иней отвечает на вопрос что? Значит, слово иней – подлежащее. Подчеркнём подлежащее одной чертой.
3. Найдём сказуемое. Поставим вопрос: что говорится о подлежащем, об инее? (лежит.) Слово лежит отвечает на вопрос что делает? (Иней (что делает?) лежит.) Значит, слово лежит – сказуемое. Подчеркнём сказуемое двумя чертами.
4. Сделаем вывод: подлежащее (иней) и сказуемое (лежит) – это главные члены предложения.
5. Найдём второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Иней (какой?) серебряный – уточняет подлежащее.
Лежит (где?) на зелени – уточняет сказуемое.
На зелени (чего?) луга – второстепенный член поясняется другим второстепенным членом.
6. Сделаем вывод: в предложении три словосочетания: иней (какой?) серебряный, лежит (где?) на зелени, на зелени (чего?) луга.
- Понравилась ли вам картина? Чем? Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чём вы видите их красоту и привлекательность?
- Составьте по картине небольшой текст. Запишите его.
- Какие изученные части речи и с какой целью вы употребили в тексте?
Картина И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» очень красивая. На ней изображены яркие цветы в вазе и разные спелые фрукты на столе. Фрукты выглядят очень сочными и настоящими, как будто можно их потрогать и попробовать. Художник нарисовал всё так, что кажется, будто цветы и фрукты светятся и даже пахнут. Эта картина вызывает желание подойти поближе и насладиться её красотой.
В тексте я употребил все изученные части речи. У каждой своя роль: существительные называют предметы, прилагательные их описывают, местоимения помогают избежать повторов одних и тех же слов и заменяют собой имена существительные, глаголы обозначают действия, союзы связывают слова и предложения, предлоги показывают отношения между словами.