- Почему текст так называется? А какое настроение вызывает осень у вас?
Текст называется «И грустно и радостно», потому что осень — красивая, но печальная пора. В это время часто идут дожди, и погода постепенно становится холоднее.
Осенью настроение грустное: хочется больше солнца, но с каждым днём его становится всё меньше и меньше.
- Какое слово в тексте имеет значение «необычный», а какое – «потерявший свежесть и яркость»?
Необычный – странный;
Потерявший свежесть и яркость – поблекший.
- Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? Подчеркните антонимы.
Антонимы:
- весна – осень;
- поблекшие – зацветающие;
- тёплый – холодный;
- увядание – расцвет;
- песни – тишина;
- грустно – радостно.
Антонимы употреблены в тексте для того, чтобы показать контраст весны и осени, потому что весна – время расцвета, а осень – увядания.
- Запишите предложения. Проверьте себя. Объясните свой выбор синонимов.
Разбор предложения:
1. С моря дул холодный ветер.
2. Найдём подлежащее. Поставим вопрос: о чём говорится в предложении? (О ветре.) В предложении слово ветер отвечает на вопрос что? Значит, слово ветер – подлежащее. Подчеркнём подлежащее одной чертой.
3. Найдём сказуемое. Поставим вопрос: что говорится о подлежащем, о ветре? (дул.) Слово дул отвечает на вопрос что делал? (Ветер (что делал?) дул.) Значит, слово дул – сказуемое. Подчеркнём сказуемое двумя чертами.
4. Сделаем вывод: подлежащее (ветер) и сказуемое (дул) – это главные члены предложения.
5. Найдём второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставим от подлежащего вопрос: ветер (какой?) холодный. Найдём второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставим вопрос от сказуемого: дул (откуда?) с моря.
6. Сделаем вывод: в предложении два словосочетания: ветер (какой?) холодный, дул (откуда?) с моря.
- Проверьте себя по словарям учебника (с. 152 – 153).