ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Прочитайте слова. Как проверить написание выделенных орфограмм в данных словах? Что общего в подборе проверочных слов с такими орфограммами?
![]()
Сказка – сказочка.
Проверочное слово подбираем такое, в котором после согласного з будет идти гласный – сказочка (правописание парного по глухости-звонкости согласного).
Лесник – ле́с.
Проверочное слово подбираем такое, в котором гласный е будет под ударением – ле́с (безударный гласный в корне слова).
Общее – это подбор однокоренного слова, где звук хорошо слышен.
2. Прочитайте слова. Как проверить написание выделенных орфограмм в данных словах? Что общего в подборе проверочных слов с такими орфограммами?
![]()
Сердце – сердечный.
Правописание непроизносимого согласного, чтобы проверить, пишется ли непроизносимый согласный звук, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после буквы-орфограммы стояла гласная буква.
Улыбка – улыбаться.
Правописание парного по глухости-звонкости согласного, чтобы проверить написание звонкого согласного, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после буквы-орфограммы стояла гласная буква.
Общее – это подбор однокоренного слова, где сомнительный звук хорошо слышен, то есть после него стоит гласный.
3. Что надо знать о правописании гласных и согласных в приставках и в суффиксах?
Большинство приставок и суффиксов пишутся одинаково вне зависимости от того, как они произносятся.
4. Прочитайте. Назовите орфограммы в каждом слове. Объясните, в какой значимой части находится каждая орфограмма.
![]()
подснежник – правописание приставок и суффиксов;
ошибка – правописание парного по глухости-звонкости согласного;
берёзонька – безударный гласный в корне слова, правописание суффиксов;
шоссе – удвоенная согласная.
- Запишите слова. Подчеркните изученные орфограммы. Выделите те значимые части в каждом слове, где есть орфограмма.

5. Прочитайте. Объясните, что дано в скобках: приставка или предлог?

- Объясните, как правильно записать слова в каждом словосочетании.
Съехал с горы, отъехал от здания.
6. Прочитайте.

- Объясните друг другу по очереди правописание слов с пропущенными буквами.
Весёлое (ве́сел) объявление (объя́вленный), известная (известие) пьеса (разделительный «ь»), восьмо́й (во́семь) подъезд (разделительный «ъ»), кедро́вый (кедр) орешек (пишется «е», т.к. при изменении форм слова гласная пропадает), вьюжная (разделительный «ь») погода (слов. сл.), щупальца (правописание ЧУ-ЩУ), осьминога («ь» как показатель мягкости согласного), пшеничный (пшённый) кала́чик (пишется «и», т.к. при изменении форм слова гласная не пропадает).
- Подготовьтесь записать данные слова под диктовку.
Весёлое объявление, известная пьеса, восьмо́й подъезд, кедро́вый орешек, вьюжная погода, щупальца осьминога, пшеничный калачик.