Страница 122
№238. Прочитайте.
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Запишите любые пять слов в алфавитном порядке. Подчеркните в них удвоенные согласные.
Слова в алфавитном порядке:
- антенна – устройство для приёма радиоволн;
- аппетит – желание есть;
- бассейн – ёмкость для воды;
- грамматика – свод правил языка;
- дрожжи – вещество из грибков, вызывающее брожение;
- колледж – учебное заведение;
- коллектив – группа лиц, объединённая общей деятельностью;
- коллекция – собрание вещей;
- кросс – спортивный бег;
- кроссворд – головоломка на вписание в клеточки букв;
- пассажир – тот, кто едет транспортом;
- суббота – шестой день недели;
- теннис – игра с мячом;
- терраса – летнее открытое помещение;
- троллейбус – городской транспорт;
- хоккей – игра на льду с шайбой.
- Образуйте устно от выделенных слов однокоренные слова – названия лиц, которые занимаются этим видом спорта.
Теннис – теннисист.
Хоккей – хоккеист.
№239. Прочитайте.
- Образуйте от каждого слова однокоренное имя прилагательное при помощи суффикса -н-. Запишите пары слов.
- Почему в именах прилагательных пишутся две буквы н?
- Дайте совет однокласснику, как перенести слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.
В именах прилагательных пишутся две буквы н, потому что одна входит в корень, а другая является суффиксом.
При переносе слов с удвоенной согласной, одна из удвоенных согласных остаётся на первой строке, а вторая согласная переносится на вторую строку.
Пример: кон-ный, лун-ный.
Звуко-буквенный разбор:
№240. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
- беззвёздный – не имеющий звёзд;
- перро́н – пассажирская платформа на вокзале;
- карти́нный – полный картин (картинная галерея)
- ва́нна – ёмкость для купания;
- матро́сский – относящийся к матросу;
- ввози́ть – доставлять куда-то;
- шоссе́ – асфальтированная дорога;
- аккура́тный – опрятный;
- су́ффикс – часть слова после корня;
- рассказать – сообщить что-то;
- коллектив – группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами;
- осинник – осиновый лес;
- ссора – ругань, перебранка.
Назовите слова c удвоенными согласными:
- а) в корне;
- б) на стыке приставки и корня;
- в) на стыке корня и суффикса.
а) В корне: перрон, ванна, шоссе, аккуратный, суффикс, коллектив, ссора.
б) На стыке приставки и корня: беззвездный, ввозить, рассказать.
в) На стыке корня и суффикса: картинный, матросский, осинник.
- Спишите. Подчеркните в словах удвоенные согласные.
- Подберите синоним к выделенному слову.
Аккуратный – опрятный, чистоплотный.
Разбор слов:
Поделитесь ответами с друзьями
Подпишитесь на нашу группу вк!