Учебник Канакина 3 класс, часть 1, страница 100 — ГДЗ по русскому языку

Страница 100

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Прочитайте. Объясните, как найти в данных словах указанные в скобках части слова.

Чтобы найти в слове приставку, надо подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Часть слова перед корнем и будет приставкой:

Позвонит, звонит, перезвонит.


Чтобы найти в слове корень, надо подобрать однокоренные слова. Их общая часть и будет корнем:

Снежок, снежный, подснежник.


Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другим суффиксом. Часть слова после корнем и будет суффиксом:

Медвежонок, медвежий, медвежата.


Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слова. Изменяемая часть и будет окончанием:

Гроза, грозу, грозы.

2. Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.

Слова «вязать» и «вязкий» имеют одинаковые корни, но разное лексическое значение. Поэтому эти слова не являются однокоренными.

Вязать – соединять вместе, связывать; также создавать изделия путём переплетения нитей (например, вязать свитер).
Вязкий – густой, тягучий, липкий.

3. Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

1. Лишнее слово – береговой, потому что это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные.

2. Лишнее слово – синий, потому что не имеет суффикса, как другие слова:

  • дальний
  • синий
  • зимний
  • соседний

3. Лишнее слово – пальто, потому что оно не изменяемое.

4. Прочитайте. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Объясните выбор каждой группы слов.

По составу слова можно объединить в группы:

белыйжёлтый – прилагательные с одинаковым окончаниями -ый-;

побелеть, покраснеть – глаголы с одинаковыми приставками -по- и суффиксами -е-, -ть-;

голубенькийбеленький – прилагательные с одинаковыми суффиксами -еньк- и окончаниями -ий-;

белизна, желтизна – существительные с одинаковыми суффиксами -изн- и окончаниями а.

  • Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.

5. Объясните, в каком порядке вы будете разбирать по составу слова подоконник, снежинки, пришкольный.

  1. Определить часть речи, чтобы понять – изменяемое слово или нет.
  2. Найти окончание через подбор форм слова.
  3. Выделить основу – это часть слова без окончания.
  4. Подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень.
  5. Часть слова перед корнем будет приставкой.
  6. Часть слова после корня будет суффиксом.

6. Прочитайте. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями.

  • а) «маленькая узкая дорога»;
  • б) «тот, кто строит дороги»;
  • в) прилагательное к слову дорога;
  • г) «трава, растущая вдоль дороги».

а) дорожка;
б) дорожник;
в) дорожный;
г) подорожник.

7. Прочитайте. Назовите слово.

Подосиновик.

Поделитесь ответами с друзьями
Подпишитесь на нашу группу вк!