ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Произнесите в слове музыкант все звуки по порядку. А теперь назовите каждую букву.
Музыкант.
Звуки — [м] [у] [з] [ы] [к] [а] [н] [т]
Буквы [произношение] — М [эм], у [у], з [зэ], ы [ы], к [ка], а [а], н [эн], т [тэ].
2. Произнесите слова. Какими звуками различается каждая пара слов?
Кора — гора: [к] — [г],
сон — сын: [о] — [ы],
куст — кость: [у] — [о], [т] — [т’].
3. Приведите пример слова, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово.
Тень [тен᾿] — 4 буквы, 3 звука.
Осень [осен᾿] — 5 букв, 4 звука.
- Приведите пример слова, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово.
Яблоко [й᾿аблоко] — 6 букв, 7 звуков.
Ёлка [й’олка] — 4 буквы, 5 звуков.
4. Правильно ли назвал ученик все буквы в слове флаг? Объясните свой ответ.
Ученик неправильно назвал букву ф.
Нужно сказать «эф».
5. Прочитайте. Отгадайте слова с данными звуками.
Со звуком [к] — я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
Со звуком [п] — от вас не утаю —
Тоже в школе я стою.
А. Арсирий
- Запишите отгаданные слова в алфавитном порядке.
Карта, парта.
6. Скажите, после какой фамилии стоит ваша фамилия в классном журнале и почему.
Фамилии в журнале стоят в алфавитном порядке. Если несколько фамилий на одну букву, нужно сравнить следующую букву.
7. Выскажите мнение: в каких случаях жизни может потребоваться знание алфавита?
Знание алфавита может пригодиться при составлении списков или поиске слов в словарях, поскольку слова в них расположены в алфавитном порядке.