Что можно узнать о человеке
по его речи?
- Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию героя этого стихотворения? Сделайте вывод: что можно узнать о собеседнике по его речи?
Ответ:
Записанная речь принадлежит врачу.
Слова: «кто из вас болен, градусник, микстуру» помогли мне определить профессию героя стихотворения.
Вывод: по речи собеседника можно узнать о его профессии.
- Спишите первое предложение. Проверьте себя.
- Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?
Ответ:
Слово здравствуйте употребляют для приветствия при встрече.
Другие слова-приветствия: привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся.
<…>
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла её под кисельным бережком.
- Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказки.
Ответ:
Девочка разговаривает с речкой. Первый разговор – когда она ищет брата, второй – когда они с братом прячутся от гусей.
- Сравните, как девочка обращается с просьбой в первый и второй раз. Как по речи понять, какая была девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
Ответ:
В сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой дважды. В первый раз невежливо. Во второй раз – ласково. Она стала использовать вежливые слова «матушка», «спасибо».