Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! <…>
Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, — кто вас найдёт?
Е. Чарушин
Заголовок: Советы для зайчат
- Определите вид каждого предложения по цели высказывания. Какие предложения являются побудительными, какое — вопросительным, а какое — повествовательным?
- Определите вид предложений по интонации. Прочитайте выразительно.
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! — побудительное, восклицательное.
Глазом не моргните, ухом не поведите! — побудительное, восклицательное.
Кто на месте сидит, у того и следу нет. — повествовательное, невосклицательное.
А следу нет — кто вас найдет? — вопросительное, невосклицательное.
- Спишите предложения побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации. Проверьте себя.
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь!
Глазом не моргните, ухом не поведите!
Ответ: В тексте говорится о ёжике и зайце, которых напугало шуршание опавших листьев.
- Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложений зависят от вида предложения по цели высказывания и по интонации.
- Определите вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.
Ай, какой шум! – повествовательное, восклицательное.
Ай, какой треск! – повествовательное, восклицательное.
Не иначе – волки бегут или медведи бредут. – повествовательное, невосклицательное.
Не бойся, это я, ёжик. – побудительное, невосклицательное.
Чего же ты бессовестный, шум такой поднял?! – вопросительное, восклицательное.
Да разве я виноват? – вопросительное, невосклицательное.
Это листья опавшие под ногами шуршат, никак тихо не пройдёшь. – повествовательное, невосклицательное.
Я шаг шагну – и сам от страха трясусь! – повествовательное, восклицательное.
- Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.