Мале[н’]кий, кроше[ч’]ный, звёздо[ч’]ка, пи[с’]мо, хи[щ’]ный, па[л’]то, дево[ч’]ка, си[л’]ный, берёзо[н’]ка, кры[л’]цо, рече[н’]ка, спи[ч’]ки, ступе[н’]ки, тарело[ч’]ка.
Первая группа, в словах которой необходимо для обозначения мягкости согласного звука писать мягкий знак:
Маленький, пальто, письмо, берёзонька, сильный, крыльцо, ступеньки, реченька.
Вторая группа, в словах которой мягкий знак писать нельзя:
Крошечный, звёздочка, хищный, девочка, спички, тарелочка.
- Запишите слова по группам, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Проверьте друг у друга правильность написанных слов.
- Русская народная сказка «Курочка Ряба».
- Русская народная сказка «Снегурочка».
- Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
- Объясните написание пропущенных в словах орфограмм.
Орфограммы:
- снесла – нёс
- золотое – зо́лото
- стариков – ста́рость
- часам – час
- беленькая – мягкость согласного звука перед другими согласными обозначается мягким знаком.
- снег – снега
- коса – ко́сы
- лисичка – ли́сы
- дорожке – словарн. сл.
Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах буквосочетания чк, чн.
1) Снесла курочка яичко: яичко не простое, а золотое.
2) Стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса.
3) Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку.
- Проверьте по орфоэпическому словарю (с. 131), правильно ли вы произнесли слова.
скучно ску[шн]о
конечно коне[шн]о
нарочно наро[шн]о
скворечник скворе[шн’]ик
помощник помо[шн’]ик
яичница яи[шн’]ица
чтобы [шт]обы
что [шт]о
- Составьте и запишите предложение с любым словом.
Возможные варианты:
Чтобы не было скучно, мы сделаем скворечник.
Мне не нужен помощник, чтобы сделать яичницу.
Конечно, я нарочно оставил место для друга.