Подберем проверочные слова:
- рыбка – рыба
- сладка – сладенький
- некрасив – некрасивый
- хорош – хороший
- лук – луковый
- морковкой – морковочка
- грядки – грядочка
- сладки – сладенький
- стыд – стыдно
- льстив – льстивый
Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
1) Рыбка мелка, да уха сладка. 2) Некрасив лицом, да хорош умом. 3) Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки. 4) Тому великий стыд, кто языком льстив.
- Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.
Пословица: Рыбка мелка, да уха сладка.
Тема: Не стоит судить о ком-либо или чём-либо по внешнему виду.
Секрет вкусной ухи
В маленьком рыбацком селе жил рыбак Иван. Он славился своим рыбацким мастерством и самой вкусной ухой в округе. Однажды он пригласил своих друзей на свою знаменитую уху.
Когда друзья пришли, они с удивлением заметили, что при приготовлении ухи он добавляет в неё мелких ершей.
— Зачем тебе эти ерши? — спросил один из них, не понимая. — Они же такие маленькие!
Иван улыбнулся и ответил:
— Ерши в ухе — это секрет моего рецепта.
Друзья переглянулись, но решили не спорить. Когда уха была готова, Иван разлил её по тарелкам.
Первый глоток — и лица друзей озарились удивлением.
— Это невероятно! — воскликнул один из них. — Я никогда не думал, что мелкие ерши могут сделать уху такой вкусной!
Иван, довольный, посмотрел на своих друзей и сказал: «Рыбка мелка, да уха сладка».
Чтобы правильно написать слова задания надо знать правила:
- о безударных гласных в корне;
- о парных звонких-глухих согласных;
- сочетания жи-ши, ча-ща.
Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
Герб – гербы, плод – плоды, мороз – морозы, час – часы, стриж – стрижи, карандаш – карандаши.
- Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях слов будут общими, а какие – различными?
Общие способы проверки:
В обоих случаях подбираем проверочное слово, чтобы понять, как правильно писать.
Различия:
Для безударных гласных: подбираем слово, в котором нужный гласный становится ударным.
Для парных согласных: подбираем слово так, чтобы после парного согласного звука стояла гласная или непарный звонкий звук.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Докажите правильность выполненного задания.
Волшебная сказка, много берёз, вкусный йогурт, сильный дождь, узкие сапожки, мягкая подушка, гладкая дорожка, перерыв на обед, тёплая обувь, меховая шубка.
- сказка – сказочка
- берёз – берёза
- йогурт – йогурты
- дождь – дожди
- узкие – узенький
- сапожки – сапожок
- мягкая – мягок
- подушка – подушечка
- гладкая – гладенький
- дорожка – дорожный
- обед – обедать
- обувь – обувной
- шубка – шуба